ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Выпуск 1. Петр Чайковский о вдохновении и работе художника




Сегодня в этом блоге появится первая постоянная рубрика.  В этой рубрике я буду писать о том, что действительно меня волнует,  вдохновляет и интересует - о творческом процессе, о том, как развивать в себе данные свыше таланты и способности, о писательстве и природе вдохновения, о том, как преодолевать в себе страх и внутренние блоки

Это все то, что интересовало меня, когда я только начинала свой путь пишущего человека. Актуально это и сегодня, когда я зарабатываю на жизнь сочинением сценариев, мечтаю писать больше и лучше, и написать однажды книгу. За последнее время я накопила много интересных материалов на эту тему, в том числе размышлений великих, состоявшихся и вдохновляющих меня людей.  Создавая рубрику "Творческий процесс",  я планирую делиться с вами интересными, полезными размышлениями и цитатами. Всем тем, что заставляет думать и работать меня саму, и надеюсь, вдохновит и вас.

Один из распространенных мифов о творчестве заключается в том, что человек искусства (будь то писатель, художник или музыкант) находится во власти собственного таланта и некоего загадочного вдохновения. Вдохновение, как мифическое существо, властвует над человеком и управляет его работой. Сегодня оно снизошло до тебя, и ты в настроении для работы, а завтра его нет, и ты горюешь в бездействии, чувствуя собственную ничтожность. И только те, кто действительно смог приручить вдохновение, знают как оно работает.  Об этом говорят и говорили многие художники, композиторы и писатели. Говорил о вдохновении и Петр Ильич Чайковский.

Он писал о процессе сочинительства в письме своей покровительнице Надежде фон Мекк.
«Не верьте тем, которые пытались убедить Вас, что музыкальное творчество есть холодное и рассудочное занятие. Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением артистической души. Нет никакого сомнения, что даже и величайшие музыкальные гении работали иногда не согретые вдохновением. Это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение.

Со мной это случилось не далее как сегодня. Я писал Вам на днях, что хотя и работаю ежедневно, но без увлечения. Стоило мне поддаться неохоте работать, и я бы, наверное, долго ничего не сделал. Но вера и терпение никогда не покидают меня, и сегодня с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, о котором я говорил Вам и благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мною сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление. Я думаю, что Вы не заподозрите меня в самохвальстве, если я скажу, что со мной очень редко случаются те нерасположения, о которых я говорил выше. Я это приписываю тому, что одарен терпением и приучил себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя. Я счастлив, что не пошел по стопам моих русских собратов, которые, страдая недоверием к себе и отсутствием выдержки, при малейшем затруднении предпочитают отдыхать и откладывать. От этого, несмотря на сильные дарования, они пишут так мало и так по-дилетантски».
А вот, что пишет в своих воспоминаниях Игорь Грабарь, цитируя наставления Чайковского:

"Когда поздно вечером мы уходили, Чайковский, узнав, что я живу в том же доме, где он,— на углу Малой Морской и Гороховой,— предложил мне пойти вместе пешком. Надо ли говорить, как я был счастлив: я не только познакомился с композитором, которого прямо боготворил, но имел возможность еще с глазу на глаз говорить с ним.

Мы пошли по набережной Невы. Была чудная лунная ночь. Сначала мы шли молча, но вскоре Петр Ильич заговорил:
— Ведь вы хотите быть художником. Почему же вы пошли в университет?
Я объяснил, как умел, прибавив, что я мог бы задать ему подобный же вопрос: почему он до консерватории учился в Училище правоведения?
Он только улыбнулся, но промолчал.
После долгого молчания я вдруг отважился говорить, сказал что-то невпопад и сконфузился.

Не помню, по какому поводу и в какой связи с его репликой я высказал мысль, что гении творят только «по вдохновению», имея в виду, конечно, его музыку.

Он остановился, сделал нетерпеливый жест рукой и проговорил с досадой:
— Ах, юноша, не говорите пошлостей! Вдохновения нельзя ожидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться. Я себя считаю самым обыкновенным, средним человеком...

Я сделал протестующее движение, но он остановил меня на полуслове:
— Нет, нет, не спорьте, я знаю, что говорю. Советую вам, юноша, запомнить это на всю жизнь: «вдохновение» рождается только из труда и во время труда. Я каждое утро сажусь за работу и пишу. Если из этого ничего не получается сегодня, я завтра сажусь за ту же работу снова. Так я пишу день, два, десять дней, не отчаиваясь, если все еще ничего не выходит, а на одиннадцатый день, глядишь, что-нибудь путное и выйдет. Упорной работой, нечеловеческим напряжением воли вы всегда добьетесь своего, и вам все удастся больше и лучше, чем гениальным лодырям...
— Значит, бездарных людей вовсе нет?
— Во всяком случае, гораздо меньше, чем принято думать. Но зато очень много людей, не желающих или не умеющих работать.

Когда мы остановились у его подъезда на Малой Морской и он позвонил швейцару, я не удержался, чтобы не высказать одну тревожившую меня мысль:
— Хорошо, Петр Ильич, работать, если работаешь для себя и по собственному желанию. А каково тому, кто работает только по заказу? (Я имел в виду свои заказные работы.)
— Очень неплохо, даже лучше, чем по своей охоте. Я сам все работаю по заказам, и Моцарт работал по заказам, и ваши боги — Микеланджело и Рафаэль...
Швейцар открыл дверь, и ее темная пасть поглотила фигуру Петра Ильича.
Я долго стоял, раздумывая о новых, глубоко меня поразивших мыслях."
.

Отправить комментарий

2 Комментарии

  1. читала биографию Чайковского совсем недавно. человек с очень непростым жизненным путём, но очень талантливый! нравятся его слова о вдохновении, ведь всё так и есть.
    очень интересный пост!

    http://mariayanchilina.blogspot.com.by/

    ОтветитьУдалить