"Колесо баланса", как определить, на чем вам стоит сосредоточиться.


Когда мы загружены множеством дел и задач или когда фокусируем все свое внимание и жизненные силы на достижении определенной цели и какого-то своего проекта, мы можем потерять контроль над другими сферами собственной жизни.  Можем не заметить, что теряем баланс. 

Для того, чтобы начинать какие-то положительные изменения, было бы не плохо сначала со стороны взглянуть на то, как у вас обстоят дела. Чем вы довольны в своей жизни, чем не довольны. От чего хотели бы избавиться, что хотели бы сохранить. 

Есть отличное упражнение, которым часто пользуются психологи и  так назыаемые лайф-коучи. Оно называется «Колесо баланса» и позволяет вам проанализировать текущее положение собственных дел. Есть два варианта работы с этим инструментом. Во-первых, есть определенные интернет ресурсы, которые позволяют в интерактивном режиме заполнить колесо онлайн по предложенному шаблону. Во-вторых, можно воспользоваться старым добрым методом шариковой ручки.

Если вы выбрали второй вариант, то вам необходимо нарисовать на листе бумаги круг и разделить его на сферы. Обычно их делают от шести до восьми, в зависимости от выбранных вами областей жизни. Но, здесь нет жестких правил и запретов, поэтому вы можете разделить этот круг на столько частей, сколько угодно вашей душе.
Далее, мы эти сферы подписываем. Например: работа, финансы, дом, здоровье, личная жизнь и так далее.

Следующий шаг - примерно наметить себе десять ступенек в каждой из сфер. Центр круга - это ноль. А внешняя граница - десять баллов.

Теперь вам предстоит самое «сложное» - посидеть и подумать, как вы оцениваете ту или иную сферу собственной жизни. Насколько удовлетворены. Как только будете готовы, заполняйте круг согласно собственным оценкам.


У вас получится своеобразная диаграмма собственной жизни. Оценив ее, вы можете задать себе вопросы:

- Где я сейчас нахожусь в собственной жизни?
- Сбалансированна ли моя жизнь или в ней не хватает баланса?
- Что заставляет меня так оценивать собственную жизнь? В чем причина нехватки баланса?
- Можно ли улучшить качество жизни в тех сферах, где я поставил низкий балл?
- Что я могу сделать для того, чтобы изменить свою жизнь?
- На чем стоит сосредоточиться в первую очередь?

Конечно, в идеале колесо должно быть ровным и широким. Но, даже если какие-то из сфер сейчас отстают, теперь вы видите это наглядно и это конечно побуждает к действию. 

Мне кажется, "Колесо баланса" можно видоизменять и использовать для более подробного анализа и внутри сфер. То есть он может прекрасно работать как инструмент визуализации. Например, выбрав сферу "работа", если в ней есть неудовлетворенность. Вы можете так же снова нарисовать круг и разбить его на новые части, разделив работу на более конкретные области. На  проекты, над которыми работаете. Или если вы выбираете "дом", то тут можно укрупняться и делить разными способами - "ванная", "кухня", "коридор", при этом прикидывая что вы хотели бы где поменять. Или "ремонт", "декор", "чистота" и так далее. В общем, возможностей у этого упражнения много.

Для себя я сделала вывод, что мне нужно подтягивать несколько сфер, которые меня не очень удовлетворяют. Поэтому, например, в ближайшее время я буду уделять много внимания своему здоровью, физической активности, питанию. Все это должно качественно улучшить мои ощущения в сфере «здоровье». Я хочу поработать над организацией своих личных финансов, например, фиксировать траты, лучше планировать бюджет.
Вся фишка в этом колесе в том, что он запускает мозг, который начинает «решать задачу». То есть в голове рождается примерный план будущих действий. 


Теперь у нас есть знание, где необходимы перемены. Осталось наметить карту и сделать первый шаг! 

Отправить комментарий

2 Комментарии

  1. Просто классное упражнение для выбора сферы саморазвития.

    Мне так оно нравится, что я даже разработал онлайн программку:
    https://goal-life.com/page/method/koleso-zhizni-dostizhenie-zhiznennogo-balanca

    Своё колесо баланса жизни можно скачать или расшарить в социалках.

    ОтветитьУдалить
  2. Колесо жизненного баланса – это тест, который при помощи визуализации, поможет произвести оценку вашей жизни на гармоничность и равновесие, выделить приоритетные сферы и те, над которыми необходимо поработать. Инструмент может наглядно показать Ваши «узкие места», а также зоны ближайшего развития.

    ОтветитьУдалить