Неделя молчания

На этой неделе я не сделала ни одного поста.
Причиной тому была не лень или недостаток времени.
В понедельник, 14 мая не стало моего Мастера, Учителя, Друга - Анатолия Яковлевича Степанова - руководителя сценарной мастерской во ВГИКе, писателя, сценариста и замечательного жизнерадостного человека.
Он умер на восемьдесят первом году жизни, выпустив несколько поколений сценаристов, написав большое количество замечательных книг и сценариев.
Анатолий Яковлевич был удивительным и очень чутким человеком.
Он очень тонко чувствовал фальшь, пошлость и мог расслышать любые интонации.
Во многом он был бескомпромиссен. Никогда не юлил, и не старался сделать тебе приятно, если не считал, что ты действительно заслужил похвалы.
В то же время, для многих из нас он стал главным авторитетом и профессионально, и эмоционально. Я и многие мои однокурсники побаивались его, набирались сил и духу, чтоб выслушать его всегда обстоятельную критику. Но, не было похвалы дороже его. Не было критики больнее.
Он всегда точно знал, что и кого заставит двигаться и работать над собой. Он был очень тонким психологом, хотя это было не всегда ясно.
Он любил шутить и подтрунивать над нами. Иногда мы злились на него, ворчали. Но всегда с любовью, которую внуки испытывают к своим дедам. 
Мы не боялись его потерять. Нам казалось, что он всегда будет рядом.
С близкими и дорогими людьми часто так бывает.
Его последними словами мне были привычные: "Ну что, Ольга, а финал-то не доработала"... - "Да, Анатолий Яковлевич, не доработала". - " Ну, давай, дописывай, а то пока красотой-то не блещет сценарий. Давай, возьми три-четыре дня, быстренько дописывай и привози"...
Но, я не успела.
И теперь свой дипломный сценарий я пишу для него. Переписывая, дописывая, внося правки и новые сцены, я думаю о том, как бы их прочел Мастер. Мы ведь всегда знали, как он будет реагировать на те или иные сцены, словесные пассажи или сюжеты. Иногда мы его слушали, иногда шли наперекор.
Теперь, после его смерти, мы все - его ученики, можем сказать что в каждом из нас есть немного Степанова. 

Когда я пришла во ВГИК поступать на сценарный ф-т мне было двадцать лет.
Наша первая встреча состоялась на консультации ко вступительным экзаменам. В аудиторию забилось больше восьмидесяти абитуриентов. У всех них было множество самых разных вопросов. Я сидела на последней парте у стены, и старалась без волнения и трепета наблюдать за происходящим.
А когда в аудиторию вошел, опираясь на трость, старик (тогда мы все его восприняли именно так), а за ним седовласая "бабушка", многие из присутствующих очень удивились. Моя первая мысль была: "Господи, чему же могут меня научить эти старики?".

А теперь я счастлива и благодарна судьбе за то, что моими учителями стали Анатолий Яковлевич Степанов и Наталья Анатольевна Фокина. Думаю, без них, я была бы совсем другим человеком.

Это настоящая гордость быть "Степановцами".

Светлая память!


Отправить комментарий

1 Комментарии