Про адаптацию и точку опоры

(статья, написанная в марте 2022)

Доброе утро! На этой неделе тема актуальных бесед - адаптация и точка опоры. Во вторник говорили с моим терапевтом о том, как человек может адаптироваться к даже самым невыносимым условиям.

воскресное утро на даче, природа, которая тоже всегда является для меня точкой опоры

Вспоминали, как во время ВОВ во время блокады Ленинграда, которая длилась так долго, в какой-то момент люди уставали бояться обстрелов и бомбежек и выходили на улицы, продолжали жить свою жизнь, не смотря на то, что такое решение было связано с риском для жизни. О похожем пишет мне и отец, который с семьей живет в Харькове. Завтра у него день рождения, ему 65. Говорит, они сядут за стол, выпьют чаю, съедят какую-то сладость или по банану, поговорят. Как было и 27 февраля в день рождения его жены. А еще, рассказывает, что воздушные тревоги каждый час, что стреляет постоянно, вчера вечером где-то в центре «прилетело» и их дом сильно колыхнулся. Но, еще говорит, они уже не дергаются, привыкли и надеются, что не долетит до них.

Страшная-страшная адаптация. Но без нее невозможно. Невозможно психике находиться на пределе нервного напряжения длительное время. Чтобы жить, действовать, думать, психика вынуждена адаптироваться. Именно эта способность необходима для выживания.

А еще, говорим про опору на этой неделе. Вчера обсуждали с клиенткой чувство бессилия и ощущение, что теперь невозможно будет жить так, как хочешь.

Действительно, привычный мир, в котором мы жили еще месяц назад, рухнул. И я даже не драматизирую)) В будущем очень много неопределенности. Вокруг столько всего, на что мы не можем повлиять. И это создает такое сильное переживание бессилия, бесконтрольности и тревоги. Важно не убегать от этих чувств, а искать способы проживать их и справляться. Искать точку опоры, которая поможет поддерживать себя, а психике адаптироваться к новым условиям жизни.

Про адаптацию и точку опоры

Хорошо помогает предсказуемая рутина, понятный режим дня, запланированные дела. Когда ты знаешь, что в мире полный ахтунг, но ты утром встаешь, заправляешь кровать, пьешь кофе, делаешь какие-то привычные дела.

Хорошо опираться на микромир. На что-то в своей жизни, что поддается твоему влиянию. Когда я могу в рамках своей собственной жизни сделать что-то, что сфокусирует мое внимание. Например, уборка, перестановка, наведение какого-то уюта, реорганизация, мелкий ремонт и прочее. Мой отец в Харькове, не зная всех этих психологических премудростей, интуитивно, занимается реорганизацией домашней библиотеки. Он - писатель, в его кабинете - две стены от пола до потолка заняты книжными стеллажами, которые он сделал собственноручно. И сейчас все эти книги он перебирает, реорганизовывает.

Я на третьей неделе «психанула» и развесила почти все свои картины на стену в комнате. Подумала, что главное, что мой глаз они радуют, мне они нравятся. Теперь моя комната - музей имени меня) Но каждое утро я просыпаюсь и думаю о том, что у меня есть эта микровселенная, где цветы и розовые портреты, и вязаные корзинки, и всякие коробочки, книги, и в этом всем есть я. Это мой мир, на который я опираюсь.

Про адаптацию и точку опоры

Ну и конечно, еще точки опоры - общение с близкими, по родству и духу, если это общение наполняет, а не изнуряет вас. Опора - это наши хобби, старые и новые. Одна моя клиентка испытала настоящее удовольствие, впервые взяв в руки глюкофон, на который давно засматривалась, другая - направила силы в писательство. Я готовлюсь к сезону в деревне, решила заняться садоводством. Ничего об этом не знаю от слова совсем, но энтузиазма и исследовательского запала много. Буду экспериментировать.

Все эти мелочи переносят наше внимание с внешнего мира на внутренний, и дают возможность не порваться на миллион частичек разных чувств.

А как вы себя чувствуете? На что опираетесь? Как адаптируетесь в эти времена?

Отправить комментарий

0 Комментарии