Как и зачем писать дневник в кризис

Когда 13 лет назад мужчина, с которым я была в отношениях, признался мне во всех изменах, которые случились в течении трех лет наших отношений, и я рассталась с ним, у меня не было терапии, чтобы прожить это. Я писала дневники. Когда в первый год жизни сына меня накрыла послеродовая депрессия, я знала, что мне поможет дневник, который стал моим лучшим другом. Я носила блокнот в сумке с памперсами, он лежал со мной рядом в кресле, где я кормила, я писала на лавочке во дворе, пока малыш спал в коляске. Когда в моей жизни появилась терапия, дневник был местом, где я "доваривала" то, что происходило на сессии. Когда началась пандемия, финансовый и личный кризис в моей семье, первое, что я сделала - потянулась за дневником.

Как и зачем писать дневник в кризис

В обычные дни, наполненные и загруженные, я могу делать текстовую запись в дневнике раз в неделю или даже реже. Я больше рисую, больше читаю. Но, когда наступают времена непростые, или я проживаю какие-то сложные периоды своей жизни, дневник становится - ежедневной практикой и необходимостью для меня.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? ЧЕМ ПОЛЕЗНО ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА?

Дневниковые записи - это такая своеобразная форма самостоятельной терапевтической помощи и поддержки. Он, конечно, не заменит вам настоящую личную терапию, но может стать тем местом, где мы исследуем, распаковываем и проживаем свои эмоции, давая им место, выражая их. Осознавать свои эмоции и внутренние процессы - крайне важно. Понимая, что я чувствую, чем вызвано то или иное чувство, какая мысль, какое событие спровоцировало их, я могу регулировать собственное поведение.

Нам часто кажется, что можно что-то сделать, чтобы не чувствовать. Что уход от чувств может обезопасить нас от неприятных переживаний и боли, но это опасная дорожка. От чувств нельзя избавиться. Единственный здоровый способ от них избавиться - это прожить. Все остальное ведет к подавлению, накоплению неосознаваемых чувств и эмоций, что ведет к постоянному нервному напряжению. Блокировка "негативных" чувств может со временем привести к полной утратой контакта с ними. И с хорошими чувствами тоже. Я перестаю быть способным радоваться, испытывать удовольствие, любопытство, восторг и прочее.

Как и зачем писать дневник в кризис

Регулярные дневниковые записи, в которых я пишу о том, что чувствую и что со мной происходит, вырабатывают во мне большую устойчивость. Я учусь выдерживать чувства, которые меня охватывают. Описывая их, я как будто наблюдаю за собой и тем что со мной происходит. Это дает возможность анализа и поиска смысла и закономерностей в событиях или внутренних процессах.

Еще одна неотъемлемая польза ведения дневника, особенно в ситуации внутреннего или внешнего кризиса - это то, что мы сохраняем память о событиях. Во время пандемии, сейчас в ситуации марта 2022 года, есть совершенно разные точки зрения на ситуацию. Есть разные нарративы происходящего. Официальные, посторонние (принадлежащие другим людям) и мои личные. То, что происходит конкретно со мной, с моей семьей и моими близкими. Наша история в масштабе всего происходящего. Пройдет время, жизнь изменится, в памяти останется только самое главное. Крупные мазки, важные события. Но память не удержит мелочи, настроения, ежедневные переживания. А вот дневник выдержит все. Запомнит и сохранит ваши переживания, способы справляться со всем, ваши маленькие радости и личные события. И это точно стоит потраченного времени.

О ЧЕМ ЖЕ ПИСАТЬ В ДНЕВНИКЕ ВООБЩЕ И ИМЕННО СЕЙЧАС?

Если вы никогда не вели дневник и отношения с личными письменными практиками у вас пока не налажены, не требуйте от себя многого. Как и любой навык, привычка регулярно вести дневник - требует времени на то, чтобы закрепиться.

1. Описывайте то, что происходит в жизни, городе, стране.

Можете записывать то, что происходит конкретно в вашей жизни. События в вашей семье, текущие дела. Например, сейчас у моего сына, которому шесть лет, режется последний молочный зуб. Зуб, который решил влезть в последний вагон уходящего поезда)) Ребенку в школу в этом году, а у него зубик режется. А еще, в конце марта наша с Вовой первая годовщина знакомства. Для меня это - особенное и важное событие, несмотря на то, что кому-то может показаться неважным в контексте всего происходящего.
А можете описывать, что происходит в большем масштабе. Например, сегодня утром я не смогла включить впн на телефоне. Можно, если вы читаете новости, записывать коротко что-то ключевое и важное для вас. Чтобы был понятен контекст времени, в которым вы сейчас живете.

Как и зачем писать дневник в кризис

2. Описывайте то, что чувствуете, как реагируете на то, что происходит.

Я часто слышу от своих клиентов фразу, что смешно или странно переживать о чем-то, когда... а дальше идет перечисление более серьезных проблем других людей, которые должны отрезвить человека в его собственных переживаниях. И тогда я говорю им, что сложные и непереносимые события в жизни других людей, не делают их собственные чувства и внутренние процессы менее важными для них самих. Нас в принципе с детства часто учат тому, что мы не очень важны, наши мысли и мнения, наши чувства могут не учитываться взрослыми. Поэтому во взрослом возрасте мы и живем с отсутствием ощущения внутренней ценности. И в терапии разучиваемся верить в это, учимся верить в то, что "Ты важен. Твои чувства важны. Твои мысли важны". Дневник - это то место, где мы учимся давать себе же понять, что мы важны в первую очередь для самих себя. Сложно говорю? Или понимаете, о чем я?

Наши эмоции возникают не на пустом месте. Это реакция на какой-то внешний стимул - событие, поступок, слова. В ответ на это у нас рождаются сначала какие-то мысли, которые мы можем даже не сразу улавливать. А уже в ответ на эти мысли - чувства. Когда я начинаю в дневнике описывать события своей жизни, мысли, которые возникают в ответ на эти события, у меня внутри поднимаются чувства ( а это то, что нам нужно)), и я могу разместить и выразить их, чтобы не подавливать в себе.

Как и зачем писать дневник в кризис

3. Если совсем сложно, начните с готовой схемы.

Попробуйте воспользоваться такой готовой схемкой. Для этого понадобится скачать в интернете круг или таблицу чувств и ощущений, чтобы было с чем сверяться.

Напишите:

1. Что я сейчас чувствую (вот тут можете воспользоваться табличкой)?

2. Что заставляет меня так себя чувствовать?

3. В чем я сейчас нуждаюсь из этих чувств?

4. Какую одну (или больше) вещь я могу сделать сейчас, чтобы поддержать себя или позаботиться о себе?

Это не займет у вас много времени, но, возможно, получится начать чуть лучше распознавать свои собственные внутренние процессы, если долгие записи о происходящем в жизни, внутри и вовне, вам сейчас кажутся слишком сложными, трудозатратными или не актуальными.

Очень надеюсь, что что-то из написанного мной будет вам полезно.
Этот канал о том, как использовать личные записи для самостоятельной психологической работы, а творчество - как инструмент пополнения внутренних ресурсов. О том, как творчество, дневники и арт-дневники, могут поддерживать всех нас сегодня. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы :)

Отправить комментарий

0 Комментарии